Почему IQ в регионах России отличается

Почему IQ в регионах России отличается

Что показывают данные о среднем IQ

По последним исследованиям, средний IQ в России составляет примерно 98,8–99 баллов Однако между регионами разброс достигает до 16 баллов (~8,6 пункта), что представляет собой значимые различия.

Регионы-лидеры и аутсайдеры

Наивысшие показатели IQ наблюдаются в крупных мегаполисах и некоторых областях:

  • Москва — 106,3;
  • Санкт‑Петербург — 104,7;
  • Тюменская и Липецкая области — 103,6;
  • Костромская область — 103,3;
  • Калининградская область — 102,6.

Также выше среднего (100+) — Карелия (100,9), Коми (100,8), Архангельск, Ивановская, Тульская, Чувашия, Самара, Омск, Новосибирск

Регионы с низким IQ

Ниже 95 баллов — это регионы Северного Кавказа, Калужская область (94), Ставрополье, Марий Эл, Иркутская и Якутия.

Республике Дагестану принадлежит «антирекорд» — 89,7 балла

Причины региональных различий

  • Образование и инфраструктура: мегаполисы предлагают сильные школы, университеты, развивающую среду и STEM‑кружки.
  • Экономическое развитие: по данным, с +10 пунктов IQ в среднем растёт ВВП на душу населения.
  • Миграция талантливых людей: в крупные города переезжают, живут и остаются семьи с высоким IQ.
  • Социально‑экономические условия: регионы Северного Кавказа и Сибири отстают в здравоохранении, доступе к качественному образованию и питанию.
  • Методология: большинство данных основаны на PISA (15‑летние школьники), что может отражать именно качество школьного обучения, а не весь возрастной спектр.

Почему это важно знать?

Понимание географии IQ полезно при:

  • разработке образовательных программ;
  • старте бизнес‑инициатив и инвестиций;
  • государственном планировании (куда направить ресурсы и развитие);
  • личном выборе места жительства и обучения.

Что с этим делать?

Для выравнивания интеллектуального потенциала в регионах нужно:

  • вкладываться в качественное школьное и допобразование;
  • поддерживать культурно‑образовательные инициативы;
  • создавать возможности для трудовой и творческой активности молодёжи;
  • повышать доступ к дистанционному и онлайн‑образованию.
Статья основана на анализе официальных данных PISA и аналитических публикаций о IQ в российских регионах.